«Я никогда не забуду момент, когда они пришли сказать,
что Симонетта, моя Симонетта, - мертва…»
Символ, не человек
В середине XVI века группа художников, ученых и философов во Флоренции пытались определить образец женской красоты – кто-то описывал его словами, кто-то при помощи изображений. Симонетта Каттанео Веспуччи стала живым воплощением идеала женщины в глазах всего города. После ее смерти ее красота превратилась в легенду, одним из символов эпохи Возрождения.
Но кем была Симонетта Веспуччи – La bella Simonetta, ставшая источником вдохновения для многих шедевров, которыми мы любуемся по сей день?
Она родилась в 1454 году в Генуе, в семье местного аристократа Гаспара Каттанео. В 15 лет Симонетта вышла замуж за Марко Веспуччи, двоюродного брата знаменитого первооткрывателя Америго Веспуччи. Переехав с мужем во Флоренцию, Симонетта быстро завоевала сердца жителей Колыбели Возрождения. Ее притягательная внешность и мягкий, легкий характер, сделали ее центром внимания высшего общества.
В 1475 году Джулиано де Медичи, капитан-генерал Флорентийской республики, даже устроил в честь Симонетты Веспуччи рыцарский турнир. Точно неизвестно, стали ли они любовниками, но с тех пор Симонетта была провозглашена Королевой Красоты.
Волосы Венеры
Однако герцог был не единственным великим поклонником молодой женщины. Художник Сандро Боттичелли был сражен ее красотой настолько, что вдохновился на создание своих лучших работ – «Рождение Венеры», «Весна» и многих из его Мадонн. Возможно, Симонетта и не позировала для этих картин, но ее лебединая шея, тонкие черты лица, печальные янтарного цвета глаза и густые золотистые волосы угадываются во многих образах.

Венера в те времена считалась воплощением естественной красоты, главным атрибутом которой были длинные волосы. Боттичелли очень детально изобразил волосы богини, рожденной в глубинах моря и вынесенной на берег в белоснежной раковине. Густые, развевающиеся на ветру золотистые пряди стали иллюстрацией к словам великого теоретика искусства Леона Батиста Альберти, который двумя поколениями ранее писал: «Мне, безусловно, хотелось бы видеть в волосах все семь упомянутых мною видов движения: пусть они закручиваются, как бы желая заплестись в узел, и пусть они развеваются по воздуху, подобно пламени, частью же пусть сплетаются друг с другом, как змеи, а частью – вздымаются в ту или другую сторону».
Изящное тело, светлые волосы и миловидный лик Венеры воплощали идеал женской красоты, и Симонетта при жизни обладала всеми этими качествами. Яркая, но короткая жизненная история богини во плоти закончилась в 1476 году, когда Симонетта Веспуччи скончалась от лихорадки. Это событие потрясло флорентийцев. Хрупкая нимфа, реальная фигура городского мифа о красоте, - она ушла на пике юности, но еще многие годы вдохновляла итальянских художников.
Посмертный портрет «Симонетта «Генуэзска» Веспуччи» принадлежит кисти Пьеро ди Косимо, который провел параллель между болезнью героини и судьбой Клеопатры. Симонетта в образе египетской правительницы изображена на фоне открытой местности, окруженная гибким телом ядовитой змеи, которая кусает ее шею.
Огонь любви
Боттичелли продолжал изображать прелестные черты Симонетты и после ее смерти, в течение всей своей творческой деятельности. Он завещал похоронить свои останки у ног своей музы, что и было исполнено в 1510 году, когда великий итальянский художник скончался.
Возможно, мы никогда не узнаем всю правду о том, что произошло между Боттичелли и Симонеттой, но никогда ранее муза не пленила настолько воображение художника. Это жгучее чувство позволило Боттичелли не только создать потрясающие шедевры, но и вдохновить своих последователей в мире искусства на искренность, страсть и восхищение Женщиной.